Общество

Государство строит перинатальные центры, а рожать становится не от кого

Сегодня в России мужчины живут почти на 11 лет меньше, чем женщины. При этом общая продолжительность жизни россиян в целом составляет всего 71 год. Для сравнения, в странах Евросоюза, в таких, как Венгрия, Эстония или Чехия, люди в среднем живут 76-80 лет, а разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин составляет 7 лет. Согласно прогнозам, демографическая ситуация в нашей стране в ближайшие годы будет резко меняться: количество трудоспособных граждан начнет заметно снижаться, а число пожилых людей и детей, наоборот, расти. Несмотря на все это, в течение последних двух лет государственное финансирование системы здравоохранения не увеличивалось: с учетом инфляции и девальвации рубля в 2014-2015 годах мы не дотянули даже до уровня 2013 года. Одни эксперты предлагают решить проблему усилением роли государства и увеличением госрасходов на медицину, другие предлагают лишить государство монопольного права на здравоохранение и сделать из этой отрасли прибыльный бизнес.

Не хватает 700 миллиардов

По словам председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) Гузели Улумбековой, ожидаемая продолжительность жизни в России с 2005 по 2014 год  выросла с 65,6 лет до 70,9 лет, этот показатель напрямую зависит от объемов государственного финансирования системы здравоохранения. С 2005 до 2009 года в России был реализован Приоритетный национальный проект «Здоровье», по итогам которого общий коэффициент смертности снизился на 12%, а ожидаемая пордолжительность жизни выросла на 3,4 года. В течение этого промежутка расходы на здравоохранение поднялись на 16%.

- Хотим мы иметь ожидаемую продолжительность жизни в 74 года, придется увеличивать государственные расходы на здравоохранение. Хотим оставить общий коэффициент смертности на уровне 13 случаев на тысячу человек, придется оставить государственные расходы на уровне, сопоставимом с расходами в 2013 году. Почему говорю о 2013 годе? Потому что этот год был последним годом, когда в сопоставимых ценах увеличивалось государственное финансирование здравоохранения. В течение восьми лет улучшались показатели здоровья населения, в 2014 году была стагнация, в 2015 году эти показатели начали ухудшаться, - рассказывает Гузель Улумбекова.

Другими словами, цены на лекарства, оборудование, медицинские услуги и прочее на протяжении последних лет двух лет менялись, а объем финансирования при этом пропорционально не увеличивался. Если взять финансирование 2013 года за 100%, то в 2014 году оно было сокращено на 7%, в 2015 году - на 17%, а в 2016 году сократится еще на 20%.

По оценке эксперта, финансирование в следующем году по сравнению с 2013 годом будет на 690 миллиардов рублей меньше. И это по самым лучшим прогнозам, реальная ситуация может оказаться намного хуже. Для того чтобы было какое-то развитие в будущем, необходимо поэтапно с 2017 по 2020 год увеличивать выделение средств на 740 миллиардов рублей - до 5% ВВП в 2020 году, что в итоге составит порядка 5,8 триллиона рублей в год. Самый печальный сценарий - если в 2016 году финансирование останется на запланированном уровне, то есть на уровне 2,852 триллиона рублей.

Сэкономить на детях ради мужчин

Получить недостающую сумму в 2016 году можно несколькими способами. Большую часть - порядка 520 миллиардов рублей - нужно дополнительно взять из федерального бюджета, а остаток – можно сэкономить внутри отрасли.

По словам Гузели Улумбековой, сегодня в приоритете - мужчины трудоспособного возраста, дети и пенсионеры: на лечение редких заболеваний, ЭКО, выхаживание пятисотграммовых младенцев, трансплантологию денег при кризисе нет. А потому можно отказаться от неприоритетных проектов, к примеру, от строительства перинатальных центров, на которые планировалось потратить до в 50 миллиардов рублей в 2016 году.

- У нас катастрофическая смертность мужчин. Важно строить, вкладывать деньги в перинатальные центры, но сегодня не это главная проблема. Сегодня наши мужчины (женщины еще как-то доживают) живут на 11 с лишним лет меньше, чем женщины, вот где главная проблема, - отмечает она.

Эту ситуацию еще больше усугубляют демографические прогнозы на ближайшие пять лет. По словам представителя АСМОК, к 2020 году трудоспособное население России сократится 3,3 миллиона человек, или на 4%. При этом возрастет число граждан старше трудоспособного возраста на 2,8 миллион человек, или на 11%. Также вырастет число детей на 1,7 миллиона человек - на 7%.

Делиться - вредно

По мнению Гузели Улумбековой, сейчас все внимание нужно направить на государственные медучреждения. По ее словам, частный бизнес не поможет поднять систему здравоохранению, потому что денег на рынке мало, и дележка этих крох ни к чему не приведет. Из всех средств, которые тратятся на здравоохранение, 36% идут из кармана обычных граждан: учитывая, что реальные доходы россиян сокращаются, их расходы на медицину будут только снижаться.

- Когда денег мало, никакая конкуренция неэффективна. Деньги должны нормироваться и распределяться, как в свое время мы нормировали карточки на хлеб, масло, мясо. По моему мнению, для того, чтобы сохранить государственную медицину, нам придется оставить потоки сокращающихся денежных средств только государственным медучреждениям. Если мы начнем делить деньги – сюда кусочек, туда кусочек – тогда у государственных учреждений не остается средств даже на оплату труда, и в результате государственная медицина разрушится, - делится своим мнением эксперт.

Глазированные сырки на любой вкус

Иной точки зрения придерживается бизнес. По словам директора по правовым и финансовым вопросам «Клиники Москворечье» Алексея Серебряного, если государство – монополист всех медицинских услуг, регулятор и контролер этого рынка – будет поставлено в условия жесткой конкуренции, то от этого выиграют все. Чтобы выжить, государственные учреждения будут вынуждены повышать свою эффективность на уровне менеджмента, сокращать лишние расходы, улучшать сервис, а не просто «проедать» средства из бюджета. Во многих странах здравоохранение – это бизнес, а в России к этой отрасли экономики относятся иначе.

- В нашей системе ОМС существует советская госплановская система, в этом основная причина ее неэффективности. Необходимо, чтобы здесь функционировала рыночная схема работы: нужно, чтобы пациент с полисом ОМС мог свободно перемещаться между частными и государственными медицинскими организациями. Если это произойдет, то государство как владелец начнет оптимизировать вою систему, наладит эффективную работу. Везде это бизнес, но у нас почему-то с советский времен здравоохранение - это расходная статья бюджета. Это неправильно, - объясняет Алексей Серебряный.

По его мнению, у пациента должен быть выбор. Преимущества такого права бизнесмен показывает на примере глазированных сырков.

- Мы с вами можем купить глазированный сырок по самой низкой цене или по самой высокой. Хотя это будет один и тот же глазированный сырок, в зависимости от вашего дохода и самоощущения мы с вами пойдем в разные магазины. То же самое должно быть с полисами ОМС: если у вас есть возможность заплатить сверх тарифа ОМС за дополнительный сервис, за лучшее к вам обращение, тогда вы пойдете в частную клинику. Если у вас нет на это денег или вы считаете это не важным, то вы обратитесь в медицинскую организацию, в которой с вас не будут брать деньги за дополнительный сервис. Сегодня у нас этого нет, сейчас у нас идет распределение по ОМС, а потому мы не можем выбрать врача, к которому хотим попасть, - подытоживает представитель бизнеса.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы