ЕАЭС

ЕЭК просит бизнес проявить активность, чтобы упростить таможенные формальности

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила справку для Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в которой рассказала о том, почему не работают международные конвенции по упрощению таможенных формальностей, и призвала комитеты и экспертные группы РСПП провести профильные слушания по этому вопросу.  

По мнению ЕЭК, одной из причин, создающих излишние таможенные барьеры, является то, что страны–участницы ЕАЭС взяли на себя различные по объёму обязательства, вытекающие из международных соглашений. Одним из таких соглашений является Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур,  которая, в числе прочего, обязывает все страны, к ней присоединившиеся, применять единые международные стандарты в работе таможенных служб, упрощённые таможенные процедуры, а также предусматривает переход электронным технологиям и работе системы единого окна.

Однако страны–участницы ЕАЭС, присоединившись к самой конвенции, ратифицировали далеко не все её специальные приложения. А Киргизия, например, и вовсе пока не является участником Киотской конвенции, в то время как остальные страны по-своему избирательно подходят к выбору тех приложений, к которым считают нужным присоединиться. «Минимальный объём присоединения у России и Армении, максимальный - у Казахстана. При этом планируемый Россией объём присоединения к специальным приложениям Киотской конвенции не учитывает всех уже взятых на себя обязательств Белоруссией и Казахстаном», − говорится в документе, подготовленном ЕЭК.

Согласно проведённому ЕЭК анализу, с правовой точки зрения страны–участницы ЕАЭС готовы к тому, чтобы присоединиться к максимальному количеству приложений Киотской конвенции без ущерба национальным интересам и целям таможенного регулирования. Особенно учитывая тот факт, что почти все стандарты этих приложений уже в той или иной степени содержатся в ТК ТС, отметили в таможенном блоке ЕЭК.

«Выравнивание объёмов присоединения к специальным приложениям обеспечит юридическое соответствие международных обязательств, принятых государствами-членами Союза при присоединении к Киотской конвенции и обязательств, вытекающим из актов, составляющих право Союза», − поясняет ЕЭК.

Как стало известно ПРОВЭДу, эти вопросы и ранее обсуждались на консультативных комитетах Министра по таможенному сотрудничеству Владимира Гошина, но стороны предпочли оставить их решение на национальном уровне. Именно поэтому ЕЭК считает полезным провести консультации с бизнес-сообществом, чтобы совместными усилиями прийти к единообразному применению международных соглашений и устранить ограничения, препятствующие функционированию внутреннего рынка ЕАЭС.

Однако специалисты довольно скептично относятся к тому, что само по себе присоединение к тем или иным международным договорённостям может принести богатые плоды. Как раз в пользу обратного свидетельствует, например, история с Международной конвенцией по облегчению международного морского судоходства (Конвенция ФАЛ), участницей которой Россия является с 90-х годов. Несмотря на столь продолжительное «сотрудничество», ни в одном документе Минтранса, по свидетельству экспертов, указанная Конвенция ФАЛ даже не упоминается и её требования не учитываются. Более того, в новой редакции ТК ТС статьи, касающиеся, например, перечня документов и сведений, представляемых морскими перевозчиками при прибытии и убытии судна, переписаны со старого Таможенного кодекса без учета требований Конвенции ФАЛ и даже без её упоминания.  

«Генеральное приложение к Киотской конвенции содержит отельные Рекомендации к генеральному приложению. Глава 7 этих рекомендаций под названием «Применение информационных технологий» – это острый нож для ФТС, который должен положить конец мыльному пузырю под названием «информационные технологии ФТС», построенному на непрозрачных схемах «альбомов форматов XML сообщений ФТС». По рекомендации конвенции таможне достаточно использовать всего 5 форматов сообщений международного стандарта, а ФТС использует 305 (!) написанных на коленке российских сообщений. Как говорится, почувствуйте разницу, и почувствуйте весь тот ужас, который должна испытывать ФТС перед требованиями конвенции Киото», − комментирует ситуацию Владимир Коростелёв, руководитель рабочей группы по мониторингу морских пунктов пропуска координационного совета при комитете Госдумы по транспорту.

К сожалению, опыт показывает, что международные конвенции наших чиновников не пугают и ужас им не внушают, потому что их неисполнение не влечёт для государственных органов никаких негативных последствий.

Однако намерение ЕЭК, по мнению бизнеса, благое и заслуживает отклика. Ближайшее заседание, посвящённое этой теме, пройдёт 6 октября 2015 года в ТПП РФ совместно с Комитетом РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО и Совета ТПП России по таможенной политике.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы