Экономика

Расширение Панамского канала: подешевеют ли бананы?

Рабочие, занятые расширением Панамского канала, отказались от забастовки, поэтому строительство нового водного маршрута должно завершиться в срок – к апрелю 2016 года. И хотя Панамский канал находится в другой части света, с Россией его кое-что связывает. «Основные товары, которые доставляются в Россию через канал, это бананы и контейнерные грузы», −  вот так нехитро ПРОВЭД разложили структуру российского импорта в Администрации Панамского канала (АПК).

На 12 августа работы по расширению водной артерии были завершены на 93%. По окончании строительства канал сможет пропускать более крупные, широкие и суда с большим тоннажем. Фактически пропускная способность сооружения увеличится с 300 до 600 млн тонн грузов в год.

По логике, транспортировка грузов должна стать дешевле, ведь за один проход корабль сможет провозить большее количество контейнеров, а значит, фрахт должен быть снижен. Так же считают и в АПК: «С расширением канала компании-перевозчики смогут предложить своим клиентам более привлекательные цены, а также обеспечить высокий уровень сервиса, что в конечном счете благоприятно скажется на мировой торговле».

«Что касается сообщения с Россией, здесь морские перевозчики  получат возможность расширить свою транспортную сеть, используя современные и более эффективные суда, а также развивая новые торговые маршруты и налаживая контейнерные перевозки между Южной Америкой и Россией», − считают в администрации.

В том, что стоимость доставки грузов через Панамский канал в Россию понизится, в компании «Нептумар» (агент судоходной линии CCNI) сомневаются. «Поскольку из Чили, Перу, Эквадора к нам доставляют в основном скоропортящиеся товары, а после расширения канала время транзита по нему будет уменьшено, Россия, конечно, кое-что выиграет от модернизации. Но встает вопрос о тарифе на проход через канал – он же не бесплатный», − указывает руководитель экспедиторского отдела компании Анатолий.  

«По идее, конечно, стоимость фрахта должна снизиться за счет того, что за одну поездку судно перевозит больше контейнеров. Но проблема в том, что какого-то высокого спроса на контейнерные перевозки нет. Да и грузов не слишком много – бывает, что судно уходит из порта недогруженным. Ставка фрахта во многом зависит от спроса на поставку груза из того или иного региона. При перевозке из Южной Америки суда сначала приходят в порты Северной Европы, даже если доставка на Россию. Контейнеры разгружаются и растаскиваются по маленьким судам, грузы уходят по странам Скандинавии, Балтии, в Санкт-Петербург тоже.

Ставка на перевозку зависит от многих вещей. К примеру, из Венесуэлы или Перу идут фрукты и мясо. Если Россия или какая-нибудь европейская страна, например, заблокирует экспортера в виду каких-то санитарных причин, грузопоток сократится, а в связи с этим ставка фрахта увеличится – линиям нужно за счет чего-то компенсировать падение спроса. Логистика Панамского канала мало влияет на тариф, основная роль, конечно, остается за количеством грузов и числом игроков на рынке морских перевозок. Впрочем, спросом обновленный Панамский канал будет пользоваться несомненно», − уверен специалист.

Пока Россия занимает только 24 место среди наиболее активных пользователей Панамского канала по итогам 2014 года. При этом общий вес грузов, доставленных из России, превышает объемы полученных: 1,75 млн тонн против 1,35 млн тонн. Безоговорочным лидером являются США, экспорт которых составил 100,9 млн тонн, а импорт – 55,6 млн тонн. За Америкой следуют Китай, Чили, Япония, Колумбия и ещё несколько десятков стран.

Если взглянуть на структуру российского импорта через Панамский канал, то становится понятно, почему в администрации разграничили бананы и «всё остальное». За 2014 год РФ импортировала по этому водному маршруту 743 тыс. тонн бананов. Общая масса доставленных контейнерных грузов составила 468,7 тыс. тонн (к слову, в сравнении с 2013 годом этот объем сократился почти вдвое). Невелики объемы поставленного сахара (60 тыс. тонн), охлажденных фруктов (3 тыс. тонн), бензина, бумажной продукции, железа и стали, химикатов.

Можно предположить, что после открытия расширенного Панамского канала бананы из Эквадора будут доставляться в Россию более свежими, но вот более дешевыми – едва ли.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: