Экономика

Белорусский реэкспорт подтвердила статистика

Введенное Москвой продовольственное эмбарго сделало Белоруссию транзитным каналом для поступления запрещенной продукции в Россию. Косвенным подтверждением этого стали официальные данные белорусской таможенной статистики, пишет РБК.

Согласно данным Белстата за 2014 год, по целому ряду запрещенных Россией товарных позиций соседнее государство многократно нарастило импорт из стран, подпавших под ограничения. Одновременно по этим же позициям вырос экспорт белорусских товаров в Россию. Объем поставок продовольствия и сельхозсырья существенно вырос, несмотря на снижение на 8,9% общего экспорта. Рост отмечается именно по «санкционным» товарам: на 87,2%, до $262,5 млн, вырос ввоз в Россию овощей, на 64%, до $171 млн, — поставки фруктов, на 44,1%, до $138,2 млн, — рыбы и морепродуктов.

Судя до статистическим данным, в прошлом году Белоруссия нарастила импорт свежей рыбы, главным образом из Норвегии, на 57,3%, до 17,5 тыс. т, на сумму $117,8 млн долл. Свежая рыба в Россию из Белоруссии практически не поставлялась, однако экспорт в РФ соленой рыбы вырос на 125%. По словам представителей нескольких российских компаний-переработчиков, теперь они импортируют рыбу из Норвегии в Белоруссию, где размещают заказы на ее первичную переработку на местных предприятиях. В результате такая продукция меняет код таможенной классификации и поставляется в Россию легально – ведь страной происхождения товара значится Белоруссия.

Что касается молока, то если в 2013 году белорусы его практически не импортировали, в 2014 году ситуация кардинально изменилась. Импорт молока в Белоруссию из ЕС, главным образом из Польши и Литвы, вырос до 66,3 тыс. т (на $40,1 млн), в десятки раз увеличился и импорт сухого молока - до 9,4 тыс. т, на $12 млн. При этом экспорт белорусской продукции в Россию вырос не так существенно — на 14,9%, до 319 тыс. т, а поставки сухого молока и вовсе снизились на 16,6%, до 175 тыс. т.

В свою очередь поставки мяса и мясной продукции в 2014 году заметно упали. Импорт колбас и продуктов мясопереработки снизился до 47,2 тыс. т, поставки свинины до 11,5 тыс. т, а говядины остался примерно на уровне 2013 года. По мнению главы Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, в этих цифрах нет ничего удивительного. «Во-первых, у нас не растет потребление говядины — она слишком дорогая, а поставки говядины из Австралии и США были запрещены по требованию Россельхознадзора еще до эмбарго и сильного влияния на рынок не оказали», — пояснил Юшин. Он отметил, что с технологической точки зрения переупаковка мяса — дорогостоящий процесс, который может «съесть» рентабельность тех, кто этим занимается. «К тому же сами российские импортеры не были заинтересованы в том, чтобы через Белоруссию шла переупакованная продукция: она была бы дешевле и сделала бы их бизнес неконкурентоспособным. Поэтому рынок несколько месяцев страдал не от так называемого реэкспорта, а от обычной контрабанды мяса. Сейчас Россельхознадзор перекрыл многие крупные каналы поставок, но до конца прекратить эти поставки не удалось», - добавил он.

Косвенным подтверждением обвинений в адрес Белоруссии являются данные по импорту в страну овощей и фруктов из ЕС, а также экспорту плодоовощной продукции. Так, в январе 2015 года Россельхознадзор обвинял белорусские власти в реэкспорте фруктов и овощей из Евросоюза в Россию.

С критикой механизма введения продовольственного эмбарго в феврале 2015 года выступила группа из пяти депутатов Госдумы во главе с Дмитрием Гудковым. Они предлагали запретить правительству и президенту самостоятельно принимать решения о введении экономических санкций. Поводом для написания этого законопроекта послужила именно статистика Белстата. По словам Гудкова, она свидетельствует о том, что введение эмбарго не привело к заявленным целям, зато позволило заработать белорусским предпринимателям и разогнало продовольственную инфляцию.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: