Утилизационный сбор на автомобили может увеличиться на 20-25%
Девальвация рубля и рост инфляции может повлиять на размер утилизационного сбора на автомобили. По словам источников «Коммерсанта» в отрасли, вопрос о возможной индексации поднимался на совещаниях по мерам поддержки автопрома, а сейчас прорабатывается в Минпромторге.
Доля утилизационного сбора в таможенной стоимости автомобиля упала с 10-15% в 2012-2013 годах до 2-7% в текущем году из-за девальвации рубля. «Де-факто существенно снизился уровень нетарифной защиты внутреннего производства от импорта», - сообщили собеседники. По их словам, индексация может быть рассчитана на базе роста курсов валют к рублю или потребительской инфляции.
Однако «без индексации сбора его значение фактически нивелируется», считают источники издания, поскольку с сентября 2014 года на импортные автомобили выросли в среднем 20-25%, по ряду брендов - на 45-50%, а сбор не изменился. В то же время некоторые источники признают, что слабый рубль сам по себе «является эффективной защитной от импорта».
При этом для российских производителей индексация сбора может обернуться проблемами. Повышение потребует увеличения субсидий для промышленности, что может вызвать вопросы у ВТО и импортеров.
Утилизационный сбор, введенный в сентябре 2012 года после вступления России в ВТО и снижения ввозных пошлин, изначально распространялся на иностранных производителей и импортеров. Эта мера позиционировалась как способ поддержки отечественного автопрома. В начале 2014 года в силу вступил закон об утилизационном сборе для всех компаний, выпускающих машины на территории РФ.