Аналитика

Трудности работы над ошибками после выпуска товара

Внесение изменений после выпуска товаров в сведения, заявленные в таможенной декларации, без наступления административной ответственности – давняя и известная специалистам отрасли проблема российского таможенного законодательства. И вот, чтобы хоть немного изменить ситуацию, в начале 2015 года внесли поправки в закон, они вступили в силу 24 февраля. Однако, несмотря на долгие дискуссии и активное участие экспертного сообщества, в итоговой версии закона появились далеко не все необходимые изменения, на которых настаивали эксперты.

О том, что и каким образом меняет принятый Федеральный закон от 12 февраля 2015 года № 17-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16.2 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», изданию ПРОВЭД рассказал сопредседатель Комитета по транспорту и таможне Ассоциации Европейского Бизнеса в России Сергей Гусев.

- С чем связана необходимость принятия данного закона?

- Впервые нормы, допускающие возможность внесения изменений в таможенную декларацию после выпуска товаров, были чётко закреплены лишь в таможенном законодательстве Таможенного союза: Решением Коллегии ЕЭК № 289, принятом в развитие пункта 2 статьи 191 ТК ТС, предусмотрено, что сведения, указанные в декларации на товары, могут быть изменены или дополнены после выпуска товаров по инициативе декларанта на основании его письменного обращения. Вместе с тем, получение таможенным органом обращения о самостоятельно выявленных ошибках, всё так же является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено статьёй 16.2 КоАП.

Как вы понимаете, перспектива наложения штрафа в размере до двукратной стоимости товаров с их возможной конфискацией, является фактором, мягко говоря, препятствующим реализации права на внесение изменений и дополнений в декларацию после выпуска товаров по инициативе участника ВЭД.

Экспертное сообщество в течение нескольких лет обращало внимание представителей органов государственной власти на такие противоречия. В мае 2013 года, после того, как первый заместитель председателя Правительства России господин Шувалов дал поручение ФТС России «представить предложения о внесении изменений в главу 16 КоАП, предусматривающих возможность корректировки декларации после выпуска товаров без наступления административной ответственности в случае самостоятельного выявления нарушений, допущенных при таможенном декларировании», решение вопроса сдвинулось с мёртвой точки. В сентябре того же года решение вопроса перешло в фазу практической реализации, и в результате мы увидели законопроект ФТС России № 611997-6, который лёг в основу Федерального закона «О внесении изменений в статьи 16.2 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившего в силу 24 Февраля.

- Разрешит ли новый закон в полной мере те противоречия, для разрешения которых издан?

- Безусловно, принятие данного законодательного акта является большим шагом вперёд. Однако, несмотря на все усилия, предпринятые экспертами на этапе предварительного обсуждения с разработчиком, а также во время публичного обсуждения оценки регулирующего воздействия, в принятом документе есть по крайне мере два существенных недостатка, которые не позволяют говорить о полном решении проблемы.

Первый касается того, что принятые поправки позволяют освободить от ответственности лишь за правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 16.2 КоАП. Вместе с тем, большинство случаев, когда возникает необходимость сообщить в таможенные органы об ошибочных сведениях, заявленных в декларации, относится к случаям выявления излишков и пересортицы (от которых, как мы знаем, полностью не застрахован ни один импортёр в независимости от степени его заботливости и осмотрительности), а такие случаи квалифицируются по части 1 статьи 16.2 КоАП.

Таким образом, принятый закон не решает в полной мере задачу по созданию условий, способствующих добровольному сообщению в таможенные органы сведений об ошибках, самостоятельно выявленных после выпуска, введению таких товаров в легальный гражданский оборот и доплате таможенных платежей. Будем надеяться, что вопрос о возможности освобождения от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП, будет решён после принятия законопроекта «О внесении изменений в главу 16, статьи 23.1, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», проходящего в настоящее время процедуру оценки регулирующего воздействия. Данный законопроект, разработанный ФТС России во исполнение пункта 71 Дорожной карты, содержит соответствующие нормы.

Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание: возможность освобождения от ответственности по новым правилам ограничена рядом условий, которые также обсуждались, критиковались и неоднократно корректировались. В итоговой версии документа осталось, например, условие о том, что лицо освобождается от ответственности, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений, таможенный орган не уведомил о проведении таможенного контроля после выпуска товаров либо не начал его проведение. Несмотря на то, что само по себе условие крайне важно, принятая формулировка позволяет отказать в реализации права на освобождение от ответственности даже в случаях, когда проводимые таможней проверочные мероприятия не имеют отношения к товарам, о которых лицо добровольно сообщило, а также (sic!) в случаях, когда лицо не знало и не могло знать о проводимых проверочных мероприятиях. Поэтому в этой части, на мой взгляд, формулировку условия необходимо изменить, изложив её иным образом.

- Есть ли основания полагать, что в ближайшее время предлагаемые экспертами поправки в части уточнения формулировок условий будут рассмотрены?

- Да, вопрос уточнения формулировок условий, выполнение которых необходимо для применения положения об освобождении от административной ответственности, может быть решён в рамках работы над законопроектом «О внесении изменений в главу 16 КоАП (по вопросам совершенствования административной ответственности за нарушение таможенных правил)», проводимой в настоящее время ФТС России во исполнение пункта 63 Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2015 год. Остаётся надеяться, что аргументы экспертов о необходимости уточнения формулировок условий будут услышаны специалистами ФТС России, работающими над данным законопроектом. В этом случае вопрос возможности внесения изменений в таможенные декларации после выпуска товаров без привлечения к административной ответственности будет закрыт уже в 2016 году, то есть «всего лишь» по истечении шести лет с момента появления в таможенном законодательстве нормы, позволяющей корректировать заявленные сведения после выпуска товаров. Шести лет, в течение которых в бюджет страны могли быть добровольно доплачены десятки, а возможно и сотни миллионов рублей таможенных пошлин и налогов.

Очевидно, что уже в 2017 году возникнет необходимость вернуться к данной проблеме с целью осуществления «тонкой настройки» принятых норм с учётом практического применения и правоприменительной практики.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы