Глава Росрыболовства рассказал, как обойтись без запрета на экспорт рыбы
В интервью «Российской газете» глава Росрыболовства Илья Шестаков рассказал, когда импортозамещение начнет работать, как надо, почему пока нет необходимости запрещать или ограничивать экспорт рыбы и как решить инфраструктурные проблемы, которые не позволяют доставлять дальневосточную рыбу в европейскую часть России.
В 2014 году объемы добычи рыбы в России составили 4,215 млн тонн – этого бы с лихвой хватило прокормить россиян, отдающих предпочтение морепродуктам. За девять месяцев, по данным Шестакова, экспорт водных биоресурсов сократился более чем на 13%, а импорт – на 4,6%. (Тем не менее, данные ФТС по импорту за 11 месяцев года говорят о том, что ввоз рыбы упал на 12,5% в физическом объеме – до 604,9 тыс. тонн. – ПРОВЭД).
«В целом пока не видим необходимости вводить запрет или другие ограничения на экспорт рыбы. Но для сдерживания роста экспорта, обусловленного его большей привлекательностью из-за снижения курса рубля, возможно принятие решений, выравнивающих этот курс», − отметил Шестаков. На прошлой неделе Госдуме было предложено запретить экспорт рыбы из России, предложение, однако, не встретило поддержки.
Главной проблемой для рыбной отрасли, которая делает экспорт куда более привлекательным, чем поставки на внутренний рынок, по-прежнему остаются инфраструктура и логистика: отсутствуют необходимые береговые комплексы для выгрузки и переработки рыбного сырья, доставка с Дальнего Востока стоит больше, чем сама рыба. В этом ключе Шестаков обозначил шаги, которые правительство может и должно предпринять.
Удешевление транспортировки
Глава Росрыболовства напомнил о том, что ранее было внесено предложение субсидировать перевозки сельди, поскольку в себестоимости этой рыбы транспортная составляющая наиболее высокая. Однако бюджетные средства ограничены, потому существует второй вариант: можно снизить железнодорожные тарифы на перевозку рыбной продукции из дальневосточных регионов в центральную часть страны рефрижераторными контейнерами до уровня тарифа для универсальных контейнеров.
Развитие береговой инфтраструктуры
Есть и другая масштабная проблема: «Рыбаки зачастую не могут привезти на берег рыбу, потому что ее, как правило, негде выгрузить и негде хранить», − указывает руководитель ведомства. В структуре перевалки так называемых рыбных портов по факту рыба составляет всего 7% грузооборота. Если ничего не предпринимать, то, по словам Шестакова, через 10-15 лет в портах не останется и тех холодильников, которые есть сегодня, а порты будут заниматься исключительно перевалкой угля, руды, леса и др.
В этой связи Шестаков считает возможной сдачу в аренду причальных стенок в рыбных портах частным предприятиям и организацию государственно-частного партнерства. «То есть мы предлагаем совместно проводить модернизацию портовой рыбной инфраструктуры и определять основные условия оказания услуг в порту», − пояснил руководитель Росрыболовства.
К береговой переработке в морских портах рыбаков нужно привлекать дополнительными квотами. «Увеличения поставок рыбы на берег нужно добиваться в первую очередь экономическими мерами», − уверен он.
Создание рыбной биржи
Еще одной препоной на пути дальневосточной рыбы к российским прилавкам является слабо развитый рынок специализированных оптовых операторов, отсутствие масштабного оптового рынка, где можно было бы рыбу закупать. «Один из путей решения проблемы более качественного товаропродвижения − это создание площадок оптовой торговли, где был бы представлен весь ассортимент российской рыбы, организованы рыбные биржи, создана торговая инфраструктура», − указывает Шестаков, напоминая, что идет обсуждение проекта по созданию рыбного кластера в Приморском крае, где рыбаки могли бы получать полный комплекс необходимых услуг. Кроме этого необходимо обратить внимание торговых предприятий и потребителей к крымской рыбе, которая водится в регионе в изобилии: возможные объемы вылова составляют порядка 200 тыс. тонн. Это кефаль, ставрида, хамса и др.
Поддержка заводов, выводящих смолт для рыбных ферм
В качестве еще одной меры успешного импортозамещения Шестаков назвал развитие аквакультуры, которая в России довольно слаба в сравнении с рыбными фермами других государств. «Росрыболовство в 2014 году разработало механизм субсидирования этого направления. И мы рассчитываем, что с 2015 года господдержка инвестиционных проектов в области аквакультуры заработает», − рассказал он. При этом, по словам руководителя ведомства, речь идет не только о непосредственно рыбных хозяйствах, но и о поддержке заводов, выводящих мальков, а также производящих корма – в этой сфере Россия по-прежнему зависит от импорта.
«К 2020 году объем добычи водных биоресурсов, как ожидается, возрастет до 4,46 млн тонн, производство аквакультуры увеличится вдвое - минимум до 315 тыс. тонн. А общая доля отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке выйдет на 80%, то есть на пороговое значение Доктрины продовольственной безопасности РФ», − поделился прогнозом руководитель Росрыболовства.