Новости

Головокружение от успехов

 

Почему электронное декларирование до сих пор не стало электронным

Электронное декларирование тормозитПо сообщениям пресс-службы ФТС, вчера, 29 ноября 2012 года руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов провел в г. Ростове-на Дону  выездное заседание Коллегии ФТС России, на котором был рассмотрен вопрос организации электронного взаимодействия с участниками ВЭД на безбумажной основе при декларировании товаров. Судя по тексту пресс-релиза, настроение у таможенных начальников солнечное...

Роясь в открытых архивах таможенных документов, случайно наткнулся на письмо ФТС от 11.01.2011 №04-43/44. Этим письмом, подписанным уважаемым Р.В. Давыдовым, в таможенные органы для анализа и использования в работе направлены предложения по решению проблемных вопросов, связанных с электронным декларированием. Причем вопросы эти были подняты самими таможенниками – сотрудниками ЦТУ. Да, все мы знаем, что руководство ФТС провело и проводит огромную работу по внедрению в повседневную практику работы электронного способа передачи данных. Об этом говорят и цифры, в т.ч. приведенные на заседании коллегии. О том, что стало лучше, говорят многие наши коллеги. Вместе с тем, нельзя не признать, что полностью электронным наше декларирование пока не стало. И дело не только в том, что сильно отстают иные государственные органы, как это было в очередной раз заявлено.

До сих пор таможенной службой не издана новая редакция приказа № 395. Напомним, что он издан в далеком уже 2004 году и безнадежно устарел. Работа над новой редакцией ведется уже больше 2 лет, о чем было, кстати, сказано в упомянутом письме, но выбраться из чиновничьих согласований новому приказу пока не удалось. Несколько месяцев назад широкой публике довелось ознакомиться с проектом новой редакции на одном из околотаможенных форумов. Тогда он вызвал полное недоумение. Что сейчас происходит с этим проектом, в какой стадии завершения находится эта работа, неизвестно. Да и из сообщения пресс-службы это тоже не ясно.

Одной из проблем, поднятой в указанном выше письме, является невозможность предоставления преференций без предоставления сертификатов происхождения товаров, будь то СТ-1 или форма А. Таможня работает исключительно по оригиналам, сертификаты проходят тщательную проверку, вплоть до уровня Главного управления. И выход из положения, похоже, до сих пор не найден.

По-прежнему не определен порядок корректировки электронной ДТ в безбумажном виде после выпуска. ФТС два года назад пообещала учесть это предложение при доработке действующего приказа от 21.04.2010 № 825, но обещание свое не сдержала. В указанный приказ были внесены изменения в июле т.г. приказом №1501, однако этот вопрос в нем оказался почему-то не затронутым. Видимо, два года – это еще не предельный срок для такого решения.   

Один из вопросов был связан с предоставлением документов и сведений, запрашиваемых в рамках дополнительной проверки. Форматы этих документов, очевидно, в силу их многообразия, не установлены, поэтому предоставляются либо в свободной форме, но чаще всего – на бумаге. С бумагой инспектор работает охотней, да еще это, как бы выразиться поточнее, сближает.

Более того, есть прямая мера по минимизации рисков, которую инспектор может применять без указания в профилях рисков – «выставление требования декларанту о представлении оригиналов документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях (при декларировании товаров в электронной форме)». Не скажу, что этим вовсю злоупотребляют, но, согласитесь, в эпоху тотальных уничтожений таможен и переподчинения таможенных постов, размножения ЦЭДов, а также неопределенного развития направленности в сторону «удаленного выпуска», любой такой запрос порождает кучу проблем с доставкой, а точнее, со сроками.

Не решен вопрос с контролем наличия отметок (штампов) государственных контролирующих органов на транспортных документах.  Опять же, на практике предоставляются оригиналы документов с «живыми» печатями, тем более, что на них же потом нужно ставить отметку о выпуске товаров.  

Отдельным вопросом является переписка между таможенным постом и лицом, декларирующим товары. Таможня по-прежнему не отказалась от привычки запускать письма и обращения в рамках таможенного оформления через свою канцелярию и, конечно, в бумажном виде.  Регистрация, рассмотрение, резолюции и решения, стояние в очередях к начальнику любого уровня  – все это время, не установленное никакими регламентами.

Особый вопрос вызывает внутренний документооборот таможенных органов. Да, это вопрос не касается напрямую участников ВЭД, однако самым непосредственным образом влияет на сроки проведения таможенных операций. Так, при выявлении необходимости проведения досмотра товаров инспектор по-прежнему пишет начальнику поста служебную записку с обоснованием для принятия решения и терпеливо ждет его ответа.  

Ну, и конечно, после выпуска товаров отметки об этом факте должны найти свое отражение на декларантском экземпляре ДТ, транспортном документе и складском документе учета. Если по последним ФТС проводит еще какие-то эксперименты, то вот без двух первых декларанту пока не обойтись. Впрочем, это вопрос уже не к таможне.

Можно найти еще массу нестыковок и «затыков», однако факт остается фактом – массового исхода сотрудников декларанта (таможенных представителей) с территории таможенных постов не произошло и пока ожидать не приходится. 

В чем же причина нерасторопности? Почему ФТС, занимаясь глобальными вещами типа СМЭВ, не решает простых вопросов, находящихся в своей прямой компетенции? Не в курсе? А, может, так просто удобней? Или специалистов не хватает?

Нас пугают обязательностью внедрения ЭД с 1 января 2014 года. Да бизнес давно готов. А вот  таможня, видимо, полагает, что есть еще два года на раскачку. Все-таки бумага есть бумага. Особенно, когда хрустит…

 
Партнеры: