ПРОВЭД рекомендует прочитать

Задачи Эстонии на новых переговорах о границе

Эстония и ее граница как предмет обсуждения1 сентября нынешнего года министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил перед общественностью с неожиданным призывом начать новые переговоры с Эстонией о границе. Как и в советские годы, в ответ на это группа депутатов парламента обратилась к правительству с предложением учесть просьбу братского русского народа. Правительство быстро согласилось. В то же время остался неизвестным повод для такого воодушевления. Неожиданный интерес России к переговорам исходит, с большой долей вероятности, из политического прошлого Владимира Путина. Когда Путин во время своего предыдущего должностного срока с шумом отозвал подпись под эстонско-российским договором о границе, он повел себя как политический недоросль. В новом президентском должностном сроке этот постыдный инцидент необходимо потихоньку урегулировать. Возобновляя эстонско-российские переговоры о границе, следовало бы все-таки повести разговор и о прохождении границы.


 
О чем переговариваются? 
 
Очевидно, Россия хочет избавиться от тени Тартуского мирного договора.  В нем Россия торжественно пообещала добровольно и навечно отказаться от притязаний к Эстонии. Одновременно сейчас говорят, что переговоров по прохождению границы не ведется. Однако следует вести. Мы должны сдвинуть сухопутную границу на юго-востоке и в Нарвском водохранилище в более подходящее место. Разумеется, это словно кошмарный сон для многих причастных к делу. Очевидно, вскоре они начнут говорить о том, что Россия никогда не пойдет на отказ от территорий. Наши переговоры о границе завершились в 2005 году, когда их атмосферу еще определяло стучание Бориса Ельцина ногами по ту сторону печорской границы: Россия никому не отдаст ни пяди земли!
  
Но на сегодня той России больше нет.  В 2008 году российско-китайским договором о границе было отдано несколько сотен островов на реке Амур с общей площадью около 1000 квадратных километров. Среди отданных островов были Даманский и Тарабарова и половина Большого Уссурийского острова. На этих островах располагались пограничные крепости России и огороды жителей Хабаровска. На очереди передача Курильских островов Японии во имя спасения Дальнего востока России. У России нет экономической мощи для развития этого региона при поддержке своей европейской части. Китай заинтересован в российском Дальнем востоке как в сырьевом придатке. Остается интегрироваться с конкурентами Японии, Южной Кореи, Тайваня, США и Китая. 
 
Чего добиваться?   

 
Как известно, при определении эстонско-российской границы исходили из принципа, что граница проходит по восточной границе Эстонской ССР. Однако нынешний договор о границе не отвечает этому принципу и это утверждение вводит в заблуждение общественность и парламент. Мы отдаем в Нарвском заливе морскую акваторию, равную почти двум Таллинским заливам, не получая взамен ничего равноценного. Это же касается и Нарвского водохранилища. Граница между Эстонской ССР и РСФСР проходила по устью реки Нарва. В Нарвском водохранилище она делает резкую излучину на восток, где река Плюса до затопления впадала в реку Нарва и оттуда назад на запад. Каждый может увидеть это на исторических картах на сайте земельного департамента. Такое прохождение границы имеет важное значение с точки зрения безопасности судоходства, так как поблизости от побережья Эстонии любой судно с более или менее крупным водоизмещением может в прямом смысле этого слова наскочить на пень. К тому же неизвестно, как долго вообще будет нужно Нарвское водохранилище. Возможно, нам в будущем больше нужна будет историческая река Нарва вместе с впечатляющим водопадом. Территориальные воды являются неразрывной частью государственной территории, так же как и сухопутная территория. 
 
Отдавая Нарвский залив времен Эстонской ССР, нужно что-то спросить взамен. Очевидно, было бы разумно спрямить границу на юго-востоке Эстонии, где сейчас расположен весьма для нас неудобный «сапог Саатсе». В то же время русским доставляет изрядную головную боль управление безнадежными окраинами к северу от реки Молозовка вместе с островом Колпин. Речь идет о заболоченных и все более непригодных из-за тектонического оседания территориях. Их следовало бы обменять на морские акватории  Нарвского залива. Если обмен состоится, то это не будет предъявлением территориальных претензий.
 
Договор о границе можно рассматривать еще шире. А именно: с заключением договора о присоединении к Европейскому союзу мы жестко стреножили себя при создании всевозможных особых экономических зон. Для решения этого вопроса на территории России могла бы быть создана Печерско-Ивангородская особая экономическая зона с визовой свободой, свободным передвижением рабочей силы и капитала. Особый вопрос – продажа или аренда Эстонии Нарвской ГЭС наподобие арендованного Финляндии российского участка Сайменского канала.   
 
В ходе переговоров о границе следует обязательно определить, жива ли еще та Россия, которая не считает Эстонию равноправным соседом, а мятежной провинцией, которой нужно указать на место. Если дело обстоит так, то нужно будет просто-напросто подождать еще двадцать лет. Это не очень долгий срок. 
 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...