Аналитика

ФТС делает очередную попытку разместить СУР в правовом поле

Как стало известно ПРОВЭД, в недрах ФТС России подготовлен Проект положения о системе управления рисками (СУР) в таможенных органах Российской Федерации (текст имеется в редакции). В настоящее время документ находится на рассмотрении в структурных подразделениях ведомства, и, в скором времени, вероятно, будет выставлен на процедуру оценки регулирующего воздействия для открытого обсуждения. Впрочем, к нашему разочарованию, обсуждать в нем нечего.  

Не будет преувеличением сказать, что деловое сообщество в сфере ВЭД очень давно и с нетерпением ожидает выхода подобного документа, поскольку безграничное влияние СУР на бизнес-процессы любого участника ВЭД неоспоримо, а порой даже и катастрофично. Чтобы понять, насколько первые наброски Положения о СУР соответствуют чаяниям бизнес-сообщества, мы попытались проанализировать содержательную часть данного документа. По результатам данного анализа можно сделать некоторые выводы, которые, как мы надеемся, станут подспорьем в деле улучшения содержательной части проекта.

Целью проекта приказа, утверждающего положение о СУР, называется определение основных элементов тактики применения СУР. На наш взгляд, цель сформулирована в принципе неверно. Определение основных элементов тактики применения СУР может быть целью для Методических рекомендаций или какого-нибудь разъясняющего письма по СУР.

Целью утверждения Положения, как организационно-распорядительного документа, должно быть установление ясных, прозрачных правил применения СУР, прав, обязанностей и ответственности всех участников этого процесса (см., например, Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»). Таким образом, цель разработки Положения, указанная в тексте самого проекта Положения (раздел «Общие положения»), сформулирована механически и по сути указывает на оглавление этого документа.

Во-вторых, содержание документа носит настолько общий характер, что больше напоминает текст студенческой работы (на уровне реферата), чем концептуальный документ, который решил бы проблему нормативно-правового регулирования такого дискуссионного института в таможенном деле, как «система управления рисками». Хотя и с научной точки зрения этот документ содержит спорные тезисы в части доктринальной логики и процесса риск-менеджмента, но это уже почва для научных дебатов и направление для написания научных работ (скажем так, наука ради науки). С точки зрения практической значимости документа остается ряд вопросов, которые так и не нашли ответа.

Так, в проекте Положения отсутствует понятный и прозрачный для всех (должностных лиц таможенных органов, субъектов ВЭД) порядок действий при выборе объектов СУР и применении мер контроля к выбранным товарам и участникам ВЭД. Как это ни парадоксально, в нем нет таких основополагающих элементов подобного рода документа, как:

- обязанности субъектов СУР при выполнении ими их функций;

- сроки выполнения функций субъектов СУР;

- ответственность должностных лиц и руководителей таможенных органов за неэффективное использование СУР (например, за неверный выбор объектов контроля с применением СУР, за некорректное установление индикаторов рисков).

Складывается ощущение, что основная идея проекта Положения о СУР – заложить ряд лозунгов и утвердить плановость применения СУР. Лозунги – это декларируемые высокие цели и принципы СУР, плановость – в описании функций субъектов СУР и установлении внутриведомственной отчетности, что абсолютно не соответствует требованиям времени. При таком подходе в документе негде развернуться идее действительной модернизации таможенного контроля в целях повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации (особенно в современных санкционных условиях).

Таким образом, если присмотреться к «новому» проекту Положения о СУР, возникает простой вопрос: «а зачем это вообще нужно?». В проекте Положении нет никакой новизны – он дублирует старые, как мир, положения первых приказов ГТК России по теме СУР (приказы ГТК № 1069 от 2003 года и №750-дсп от 2004 года), цитирует положения Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона РФ о таможенном регулировании. В нем нет ничего нового и ценного, как для должностных лиц таможенных органов (свои функции они и без этого Положения прекрасно знают), так и для бизнес-сообщества в сфере ВЭД.

Иронию вызывают положения пункта 53 документа. Такая ненавязчивая цитата Федерального закона о таможенном регулировании, говорящая, что все это информация «для служебного пользования». Проще говоря, откровенный намек на то, что кроме лозунгов в части СУР прозрачного нормативно-правового закрепления понятного для всех участников ВЭД так и не последует, а, все что называется СУР, будет надежно спрятано под покрывалом с названием ДСП?

В итоге, проект никак не способен послужить заявленным высоким целям применения СУР:

- создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза;

- обеспечение эффективности таможенного контроля путем выбора объектов, форм и объемов таможенного контроля на основе оценки рисков;

- обеспечение оптимального использования ресурсов таможенных органов, выделенных для осуществления таможенного контроля;

Он, скорее, сыграет деструктивную роль, поставив «галочку» для ФТС России, якобы ответившей на чаяния и требования бизнеса (в том числе  в судебном порядке к ФТС России о необходимости утверждения регламента о СУР в Минюсте), а также загрузив таможенные органы по всей стране абсолютно бесполезной работой по переписыванию положений об РТУ, таможнях, таможенных постах, подразделениях применения СУР и пр., которые должны будут соответствовать этому бесполезному документу.

Резюмируя, можно сказать, что, к сожалению, новое Положение - это лишь очередная попытка ФТС переписать старые приказы под новый формат, прикрывая по факту отсутствие новой, передовой и перспективной для дальнейшего развития технологии реализации СУР. Впрочем, его вполне можно взять на вооружение слушателям Российской таможенной академии, как свежий набор букв для цитирования в рефератах и курсовых работах.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы