Экономика

На чем экономят петербуржцы в период санкций?

Потребительское поведение россиян меняется, но в целом рынок продовольствия показывает рост, и пока рано говорить о негативном влиянии санкций, отметили эксперты на форуме «Торговля большого города». Между тем, в Петербурге покупатели уже отказываются от некоторых продуктов или ищут более дешевые аналоги.

Петербург, Москва и Россия

По словам директора по работе с клиентами потребительских панелей GfKRus Виктории Давитаиа, в начале года прогнозировался рост потребительского рынка на 5,5%. В сентябре, несмотря на санкции, этот показатель оказался даже выше, составив 5,6%. Тем не менее, радоваться рано: дальнейшая ситуация на рынке будет зависеть от двух главных факторов - от экономической ситуации в России и от динамики доходов россиян.

Davitaia

  • Фото: Директор по работе с клиентами потребительских панелей GfKRus Виктория Давитаиа, ПРОВЭД

Как показали исследования, проведенные в сентябре текущего года, в Северной Венеции среднестатическая семья реже ходит в магазин за продуктами, чем в Москве, - 212 раз в год, рассказывает Виктория Давитаиа. Для сравнения: в столице - 231 раз, а в среднем по России - 239 раз. При этом петербуржцы тратят меньше денег, чем москвичи, но больше, чем россияне в целом: стоимость средней продуктовой корзины в Петербурге составляет 10720 рублей в месяц, в Москве - 12898 рублей, в России - 9946 рублей. По среднему чеку это соотношение сохраняется: средний чек в Петербурге - 571 рубль, в Москве - 634 рубля, в России - 500 рублей.

Справка: FMCG (Fast Moving Consumer Goods) – это товары повседневного спроса. На рынке FMCG России почти 4% занимает рынок Северо-Западного региона.

Масло и йогурты

Доля продуктов питания в потребительской корзине в среднем составляет около 80%, и, естественно, в нее попадают и санкционные продукты.

Среди упакованной части импортных продуктов (для исследования взяли именно упакованные продукты, поскольку покупателям не всегда понятно, какие яблоки в ящиках – импортные или российские, тогда как на упаковке все написано) только 7,8% попадают под санкции. Это показатель по России. В Москве и Петербурге доля таких продуктов выше: 11,7% - в столице, 14,3% - в городе на Неве.

FOOD 3

При этом, если посмотреть на отдельные виды товаров, а не на импорт в целом, цифры несколько иные. Так к примеру, доля импортных молочных десертов в общем ассортименте раньше составляла 45% (процент высчитывался по стоимости), доля сливочного масла – 41%, доля консервированных овощей и доля плавленого сыра – 36%, доля йогуртов – 30%. Петербуржцы, которые любят финскую продукцию, после введения санкций стали закупать масло «Валио» впрок: продажи выросли на 68%, говорит Виктория Давитаиа. Хотя и до этого у финского масла были хорошие показатели: доля на рынке составляла 15%. Но этот продукт может долго храниться... С йогуртами произошла обратная ситуация. К примеру, продажи Valiojogurtti упали на 86%, тогда как раньше доля на рынке составляла 13%. По словам Виктории Давитаиа, 46% покупателей переключились на продукцию конкурентов, 30% - стали реже покупать йогурты, а 24% - вообще перестали брать этот продукт, так как не нашли подходящую замену.

«Рынок в целом растет, мы пока не в таком огромном минусе. Много зависит от настроения людей, в разных категориях продуктов ситуации отличаются. Уходят крупные игроки, уступая некоторые категории. Здесь нужно думать, смотреть и предлагать хороший продукт, который будет соответствовать по качеству и вкусу», - отмечает эксперт.

Filippova

  • Фото: Руководитель проектов синдикативных исследований COMKON Research Company Евгения Филиппова

На чем экономят потребители?

Оптимистичные взгляды выразила и другая участница форума – руководитель проектов синдикативных исследований COMKON Research Company Евгения Филиппова. «Показатели III квартала 2014 года не сильно отличаются от показателей II квартала и довольно далеки от тех показателей, которые были в 2009 году. Не все так плохо было в сентябре», - говорит она.

Исследование, проведенное в Петербурге в сентябре, показало, что жители Северной столицы, готовы экономить на энергетических напитках, шоколадных конфетах на вес и в коробках, на водке, пиве, крепком алкоголе, газированной воде, холодном чае, а также на мясе и сыре. Данные по России почти не отличаются от петербургских.

FOOD 5

«В Петербурге также были отмечены некоторые интересные тенденции. Петербуржцы, например, категорически не готовы экономить на готовых завтраках, майонезе и какао», - отмечает Евгения Филиппова. Граждане также не хотят экономить на молоке, бутилированной воде, бакалее и на детском питании. Экономия, по словам эксперта, проявляется в разных вариантах: кто-то переходит на более дешевые марки, кто-то идет в менее дорогой магазин, а кто-то сокращает потребление продукта.

Больше половины опрошенных - 54% - сказали, что не заметили больших изменений в ассортименте, 24% респондентов сообщили, что заменили импортные продукты на отечественные, а 12% сказали, что перестали покупать продукт, потому что их нечем заменить.

Как сообщила Евгения Филиппова ПРОВЭД, кризисные настроения среди петербуржцев растут, но они далеки от показателей 2009 года. Более того, говорить о снижении потребления продуктов пока рано: люди, скорее, будет экономить на услугах, чем на еде. Между тем, эксперт прогнозирует, что потребительская активность в ближайшее время может снизиться. Подобное исследование компания планирует провести в декабре: тогда картина будет более объемной. ПРОВЭД будет следить за этой ситуацией.

 

Материалы по теме:

Польша и Литва приехали на «Петерфуд» с муляжами

Ритейлеры: не хватает только сыров с плесенью

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...