Экономика

Ритейлеры: не хватает только сыров с плесенью

На форуме «Торговля большого города», который стартовал сегодня одновременно с выставкой «Peterfood», представители крупнейших розничных сетей – К-Руока, О'Кей, АШАН, Лэнд и X5 Retail Group – рассказали о ситуации на продовольственном рынке: о том с какими продуктами у сетей возникли проблемы, чего до сих пор не хватает, и почему выросли цены.

Открыл сессию председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев. В своем выступлении он отметил, что, несмотря на все ожидания, значительного роста цен не наблюдается. «Пока обстановка спокойная, нет взрывного характера изменения цен», - сказал председатель комитета, добавив, что эта ситуация может измениться. «Если доллар упадет, особых изменений не будет, но если уровень останется таким же - мы это почувствуем. Это повлияет на средний чек и на покупательную способность петербуржцев», - отметил он.

При этом Эльгиз Качаев добавил, что правительство города всячески пытается убедить «торговые организации выполнять постановления правительства по поводу всяких «входных плат», чтобы у отечественных некрупных производителей и фермерств появилась возможность попасть в сетевые магазины. По его словам, у крупных поставщиков уже не хватает мощностей, чтобы наполнять товарами все сети. «Поставки надо дробить и давать возможность небольшим предприятиям выходить на рынок», - сказал он в заключение.

Peterfood 4

К-Руока

Операционный директор розничной сети К-Руока Радион Лебедев начал свое заявление с позитивного утверждения, что проблем в России, по большому счету, нет. «Мы нашли товарозамещающие товары и наши полки не оказались пустыми. Больших проблем, о которых постоянно говорят, я не вижу», - сказал он. Однако добавил, что есть проблемы по отдельным видам товаров, но даже и в этом случае при наличии ассортимента в 20-30 тысяч единиц отсутствие около 100 позиций – не страшно. По рыбе, как ни странно, ассортимент даже увеличился - в два раза. «Надо сказать «спасибо» санкциям или чему-то еще. Появилась такая экзотическая рыбка для Петербурга, как кефаль. Красная рыба не ушла: есть и форель, и семга. Немного цена возросла, потому что подорожала доставка», - добавил он.

Трудности были и по молочной продукции, потому что фирма «Валио» практически ушла с российского рынка. Но это касается только молока: оно производилось в Финляндии и попало под запрет. Что касается сыров, то их «Валио» производит и в России. «Мы ввели других производителей, поэтому ассортимент по молоку у нас не изменился», - добавил Радион Лебедев.

Единственное, что заменить не смогли, – это твердые сыры и сыры с плесенью. «Много продукции из России, Беларуси, но по твердым сырам и сырам с плесенью пока замены нет», - сказал операционный директор розничной сети К-Руока, отметив, что и этот вопрос в ближайшее время будет решен.

Peterfood 5

Ожидалось, что самой большой проблемой будут овощи и фрукты. Однако перец из Голландии и Польши легко заменился перцем из Турции и Краснодарского края. Как сообщил Радион Лебедев в комментарии ПРОВЭД, отечественная продукция отличается от европейской – и по качеству, и по внешнему виду. «Наши яблоки, конечно, не такие, как польские, где нет ни царапинки», - сказал он, добавив, что в целом доля российских продуктов, пришедших на замену европейским товарам, практически равна доле поставок из новых стран-экспортеров.

Однако стоит отметить, что К-Руока имеет в России всего 5 магазинов, и обеспечить такое маленькое количество магазинов продуктами не так и сложно. Другое дело – расширенные сети. Но и здесь оказалось все достаточно спокойно.

X5 Retail Group

По словам директора департамента регионального категорийного менеджмента X5 Retail Group Анны Тищенко, у сети были две основные категории, которые требовали замещения, – это фрукты-овощи (обычно в ноябре-декабре доля импорта достигала 25%) и молочная продукция (15%). Опять же речь о сырах – о твердых и с плесенью. «Уже есть предложения по сырам в южном регионе, но пока есть сложности со сроками и логистикой, - отметила Анна Тищенко. - А овощи и фрукты мы стали получать, в частности, из Самарской и Воронежской областей».

После введения продуктового эмбарго надо было переориентировать не только рынок, но и покупателей. «Важно было переключить самого покупателя. Мы думали, что самым сложным продуктом по замене будет масло «Валио», но с этим проблем не было: продукт легко заменился», - сообщила директор департамента. При этом по сырам ситуация несколько иная: люди брали те бренды, к которым привыкли, скупали все остатки. Сейчас, когда привычные сыры закончились, «покупатель снизил свою покупку в данной категории», добавила она.

Peterfood 2

О'Кей

«Указ президента был сюрпризом, которого никто не ожидал – ни зарубежные коллеги, ни мы. Но ни одна из сетей не может сказать, что полки были пустыми. Были перебои с ассортиментом, но в целом ситуация стабильная», - отметил в свою очередь директор сети О'Кей Северо-Западного региона.

По его словам, за последние месяцы были заключены новые контракты, и уже австралийское мясо заменяется новозеландским, уругвайским, российским. Птица – в основном из России и Беларуси, молочная продукция - тоже. Также расширяется ассортимент продукции тех поставщиков, с которыми сети работали и раньше, появляются новые отечественные поставщики. «Расширяется ассортимент по сырам, творожкам, сметане, с маслом проблем не было. По овощам и фруктам добавился Азербайджан», - отмечает он.

Поскольку сеть федеральная, компания ищет новых поставщиков в регионах и рассматривает местных производителей. «Производителям стоит заявлять о себе: под лежачий камень коньяк не бежит», - говорит Сергей Кудинов, отмечая, что сегодня складывается такая ситуация, когда наши производители наконец могут занять рынок и не отпускать его. «Если товар понравится покупателям, то он будет на полках», - сказал он в заключение.

Peterfood 6

АШАН

Шеф группы по локальным закупкам АШАН Евгений Кварц, говоря о рынке Петербурга, отметил, что «он привержен брендам», но, несмотря на это, сеть предлагает большой ассортимент отечественных продуктов, в том числе региональных производителей. «То, что сейчас есть на полках, - это то, что разрешено к ввозу. Что касается остальных групп товаров – овощей, фруктов, рыбы – то мы нашли ту продукцию, которую можно продавать и производить в России. В частности, это наша рыба - из Мурманска, из Северо-Западного региона», - добавил он.

Лэнд

Генеральный директор сети супермаркетов Лэнд Илья Шторм сообщил, что в их компании импортозамещение тоже произошло достаточно быстро. «Нам повезло, доля прямого импорта в нашей сети составляла порядка 18% и продукты, которые попали в перечень, мы не импортировали. К примеру, замороженный хлеб, который мы возим из Италии и тут готовим, даже увеличился в объемах. Мы не боимся вкладываться в фермерские хозяйства. Мы, к примеру, возим продукцию из Краснодарского края, в частности, молочную продукцию и мясо», - сообщил он.

Но в целом, по словам гендиректора, ситуация тяжелая. «Наши клиенты достаточно требовательны: если они не видят товар, который привыкли покупать, могут поменять место покупки или реже приходят в магазин. Но при этом в нашей сети вырастает средний чек, но этого не хватает, чтобы компенсировать потери при уменьшении числа покупать. Мы стагнированы с точки зрения прибыли – не получили осеннего прироста, который планировали, формируя планы на 2014-2015 годы», - сказал Илья Шторм.

Peterfood 7

Генеральный директор также прокомментировал ситуацию с ростом цен: они растут, но это не зависит от сетей. «Мы не поднимаем цены: у нас та наценка, которая и была. Но входящие цены по некоторым продуктам выросли на 30-40%, - сказал гендиректор сети в комментарии ПРОВЭД, отметив, что это коснулось таких категорий, как овощи, фрукты, птица, свежая рыба и прочее. «Рыбу из Чили или Фарерских островов дороже привезти, чем из Норвегии: минимум на 40% увеличивается цена», - добавил он.

По этой же причине поднялись цены и на фрукты и овощи. «Закончился урожай, и мы повезли фрукты из Армении, а армянская консервация получается дороже, чем наша, потому что Армения еще не член Таможенного союза. Что касается Казахстана, то ему выгоднее поставлять свою продукцию в Новосибирск, чем, к примеру, в Петербург. Это же относится и ко всей Средней Азии, в частности, Узбекистану, которому тоже выгоднее возить продукты в сибирские регионы», - отметил Илья Шторм.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...