Свое мнение

Ликвидация всего лишь двух административных барьеров, позволит бизнесу увеличить перечисления пошлин и налогов в бюджет до 10%.

Ликвидация всего лишь двух административных барьеров, позволит бизнесу увеличить перечисления пошлин и налогов в бюджет до 10%.

Раздача ярлыков.

Свято уверовав в свою исключительность в процессе контроля перечисления участниками вешнеэкономической деятельности (ВЭД) налогов, пошлин, акцизов и сборов в бюджет, таможня напрочь забыла обо всех своих остальных функциях по регулированию, защите, предотвращению, недопущению и так далее, а самое главное -таможня искренне уверена, что именно она перечисляет денежные средства в бюджет. Как ни странно, особенно для таможни, звучит, но именно участник ВЭД - основной источник перечислений в бюджет, и как бы рьяно таможенные органы не рапортавали о своих заслугах по перечислению и выполнению плана, фактически они имеют к этим действиям весьма опосредованное отношение. И вот тут, видимо, кроется одна из основных проблем.



В последние годы, основной своей заслугой таможенные органы считают выполнение плана сбора таможенных платежей, уже даже налоговая служба отказалась от этих сомнительных достижений, таможня не желает отказываться от такой формы отчета о своих достижениях. Оно и понятно: как только поступает предложение от бизнеса, например, или от какого-нибудь государственного органа (ведомства) об изменении, улучшении, модернизации технологий, процедур, контроля и администрирования, в таможенной системе мгновенно включается основной защитный механизм – «А мы тогда не выполним план». Да вы, уважаемые господа, и так его не выполняете, его выполняют предприниматели, коммерсанты, бизнесмены, которых в последнее время вы с такой легкостью награждаете ярлыками – «фирма-однодневка», «контрабандист», «преступник».

(Для справки: Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. (Конституция РФ, ст.48)). Вот поэтому крайне непонятно, когда при отсутствии аргументов и невозможности объяснить причины ухудшения таможенного администрирования или соблюдения законности должностными лицами, эти же должностные лица развешивают ярлыки на участников ВЭД. Особенно забавно это выглядит в отношении тех участников ВЭД, в отношении которых за последние годы даже дел об АП не возбуждалось.

Итоги первого года работы в условиях Таможенного союза отчетливо показали, что только по одной лишь причине неэффективного и неправомерного применения порядка контроля и корректировки таможенной стоимости государство недополучает в бюджет до 10% в виде пошлин и налогов. Так не на это ли должна быть направлена деятельность таможни, как на контроль полного расчета и своевременного перечисления пошлин и налогов? Что же мешает таможне? А мешает, то, что таможня никак не может освободиться от ложного ощущения себя «кассой» и непреодолимого желания сделать единый и одинаковый индекс таможенной стоимости (ИТС) на территории ТС. Это то же самое, что добиться по всем больницам России средней температуры 36,6оС, то есть при такой температуре народ по идее не должен болеть, вот только, что он тогда делает в больнице.

Торговля развивается, когда есть спрос и предложение, когда есть конкуренция, а когда все у всех одинаково, о какой конкуренции можно говорить, о каком развитии торговли можно говорить, о какой модернизации, инновациях и т.п.

А ведь достаточно создать условия, при которых предпринимателю выгодно свои сделки изначально делать прозрачными, в том числе и для таможни, проплаты прямыми, документы сквозными и объем перечислений в бюджет вырастет прямо на глазах. Президент, правительство призывают к социальной ответственности бизнеса, к активности развития международных связей, в том числе и торговых, к внедрению современных технологий и материалов. И бизнес это пытается делать. Ну, так хотя бы не создавайте ему лишних проблем, раз уж не помогаете, что собственно должны делать в первую очередь, и бизнес ответит повышением перечислений в бюджет.

А вешать ярлыки, как-то не солидно, да и не по государственному это как-то.

Палки, палки, палки, а эффективность нулевая.
Есть такая система в таможенном контроле, как система управления рисками (СУР). Суть ее, если кратко, заключается в выявлении, прогнозировании и предотвращении нарушений таможенного законодательства. При том, что СУР давно, а самое главное эффективно, используется таможенными администрациями во всем мире, ФТС превратила СУР, в способ борьбы со строптивыми участниками ВЭД. Естественно, команды не идут напрямую из ФТС, но зато какой простор для полета фантазий на местах. По сути, на местах, на уровне региональных управлений, СУР превращена в ценовой маркетинг по таможням. Все, что делается в рамках СУР, так это издание «стоимостных» профилей рисков. Контролировать таможенную стоимость надо, тут сомнений и вопросов нет, вот только «стоимостные» профили эту таможенную стоимость не контролируют, условий для профилактики и недопущений нарушений не создают. Максимум, что они делают, - дают возможность должностным лицам перераспределять товаропотоки по своему усмотрению и интересу, что не входит в законную деятельность таможни.

По сути своей СУР - эффективный и действенный инструмент по недопущению нарушений и выявлению возможных нарушений таможенных правил на ранних стадиях. А самое главное: все, что делает СУР, направлено на упрощение процедур и ускорение прохождения таможенных формальностей. Что же получается на практике? Время прохождения участником ВЭД таможенных формальностей, в отношении которого таможня применила какие-то профили рисков, увеличивается в разы, на сутки, и, как правило, все меры контроля, используемые на основании применяемого профиля, крайне редко приводят к какому-либо результату. Вот поэтому и приходится зачастую отдельным инспекторам «придумывать» нарушения, вот поэтому СУР такая неэффективная.

А ведь имея такой инструмент, таможня должна, даже просто обязана им пользоваться на максимум его возможностей, а возможности у СУР практически безграничны, надо только проявить государственный интерес, хотя бы в рамках безопасности, включить математические методики и логику. И тогда эффективность СУР будет максимальной, меры контроля результативные, нагрузка на участника ВЭД минимальная, сроки прохождения формальностей минимальные, количество нарушений законодательства тоже минимальное.
И кому в этой ситуации невыгодно?

Точно не участнику ВЭД, точно не государству, точно не российской экономике.

Руслан Кисс

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: