Экономика

«Зеленая экономика» бизнесмена

В Санкт-Петербурге сегодня стартовал двухдневный молодежный экологический форум. Одна из дискуссий первого дня была посвящена «зеленой экономике». По мнению участников форума, чтобы бизнес был более экологически чистым, его необходимо экономически стимулировать. О первых шагах к «зеленой экономике» рассказал председатель экологического общественного движения «Зеленая Россия» Константин Курченков.

Слова, слова…

«Мы видим признаки возникновения новой экономической модели. В ЮНЕСКО определяют «зеленую экономику», как экономику, которая обеспечивает социальную справедливость и повышает благосостояние граждан, при этом значительно снижая риски для окружающей среды. «Зеленая экономика» – это экономика, эффективно использующая ресурсы с низкими выбросами углеродных соединений. Рост доходов и занятости в такой экономике обеспечиваются частными инвестициями, государственными инвестициями, уменьшающими загрязнение выбросами углерода, повышающими эффективность использования ресурсов и энергии, предотвращающими утрату экосистемных услуг и биоразнообразия. Этот путь развития должен увеличивать, сохранять и восстанавливать природное богатство как важнейший экономический актив и источник благ общества.

1 Ecologi 19

Целями государственной политики в области экологического развития являются экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений; реализация права граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение экологической безопасности.

В России выделяют 10 сегментов инвестирования ресурсов в экологию, к ним относятся сельское хозяйство, лесное хозяйство, водное хозяйство, рыболовство, ЖКХ, энергетика, промышленность, туризм, транспорт, утилизация и переработка отходов.

Для перехода к зеленой экономике эксперты рекомендуют: соответствующее принципам устойчивого развития ценообразование, включающее в себя отказ от неэффективных субсидий; оценку природных ресурсов в денежном выражении и введение налогов на то, что вредит окружающей среде; политику государственных закупок, которая поощряет производство экологических продуктов; использование соответствующих принципам устойчивого развития методов производства; реформирование системы экологического налогообложения, предполагающего смещение акцента с налога на рабочую силу на налог на загрязнение; рост государственных инвестиций на инфраструктуру, включая общественный транспорт, возобновляемые источники электроэнергии, строительство энергоэффективных зданий, природный капитал для восстановления, поддержания и увеличения; целевую государственную поддержку исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых продуктов.

1 Ecologi 30

«Принцип экватора»

Социальные стратегии призваны обеспечить согласование между целями социальной области и существующими или предполагаемыми экономическими целями. Наиболее интересным и разработанным принципом, принимаемым сообществом, является «принцип экватора», который был разработан десятью крупнейшими банками мирового рынка.

«Принцип экватора» - это комплекс добровольных принципов, разработанных и принятых банками для оценки экологических и социальных рисков при предоставлении проектного финансирования. Эта концепция базируется на природоохранных и социальных стандартах. Сделав такой шаг, банки приняли на себя ответственность за устойчивость и стабильность тех самых проектов, которые реализуются в том или ином регионе. То есть от позиции невмешательства банки перешли на принцип оценки рисков. Причем, не только экологических, но и социальных.

При применении принципов экватора в рамках конкретного проекта исходным пунктом для банков стало изучение уровня экологических и социальных рисков, возникающих при реализации данного проекта. В случае проекта с повышенным уровнем риска от заемщика потребуется оценка воздействия на окружающую среду с использованием количественных экологических показателей и базового требования открытия информации для местного населения.

Есть ли будущее у зеленой экономики? Есть – при условии понимания государственными чинами, лидерами бизнеса жизненно важных принципов таких, как «принципы экватора». Есть будущее у «зеленой экономики» при повышении экологической культуры у населения и у бизнеса, при допуске общественности к решению вопросов, определяющих качество жизни.

1 Ecologi 1

«Живой щит»

Эти принципы при проектном финансировании обусловлены нашим сегодняшним днем. Во многие регионы России заходят инвесторы, которые хотят крупные предприятия, они идут в банки и берут кредиты. Приведу пример: Красноярск, завод ферросплавных изделий, я знаю собственника, 300 миллионов долларов он получил от ВТБ, банк деньги выдал, проект достойный, с точки зрения экономики очень рентабельный. Но местные жители, с которыми не велась работа, просветительская миссия, которые не имели допуска к экологической информации, не принимали участие в публичных слушаниях, не получали результатов экологических экспертиз, выступили против. Инвесторы проигнорировали все их права, в том числе и конституционные, пришли с позицией: «Мы сейчас вас облагодетельствуем, дадим инвестиции, инвестиции – это налоги  в регион, это рабочие места». Местные люди вышли живым щитом и сказали: «Пошли вон. Нам достаточно Норильского никеля, нам достаточно Красноярского алюминиевого завода. Мы хотим дышать чистым воздухом». То есть принцип невмешательства со стороны банка и нежелание давать оценку экологическим и социальным рискам и привели к такому исходу.

Экологическое движение «Зеленая Россия» разработало проект об открытии общественных экологических приемных в каждом регионе России для того, чтобы там работали экологи и юристы. Во-первых, это будет консультационная деятельность: специалисты будут рассказывать гражданам  о том, как они могут использовать свои права. Во-вторых, это открытая дискуссионная площадка. В-третьих, это конструктивный мостик между государственной властью на местах и местным населением.

1 Ecologi 21

Не в бюджет, а в экологию

Мы также выступили идеологами принятия нового 89-го Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Основная новелла данного закона (надеюсь, ее и правительство, и парламент поддержат), - это внедрение экологических обязательных сборов в целевой государственный, но внебюджетный фонд. Объясню, почему обязательно «внебюджетный». Сегодня у нас есть палата за негативное воздействие: Росприроднадзор взимает эту плату. Сегодня государство через уполномоченный орган в виде платы за негативное воздействие собирает, по-моему, около полутора миллиардов долларов. Плата за негативное воздействие – это элемент компенсации за нанесенный экологический ущерб в результате деятельности любого предприятия. Но мы эти деньги собираем в бюджет, а они из бюджета по другим статьям расходов тратятся, и в итоге экология от этого никакой компенсации не получает: леса не зеленее, вода не чище, луга не слаще, и нам с вами дышать от этого не легче. Вывод: эти деньги должны собираться в целевой государственный (не частный, как Дворкович когда-то захотел вместе с Министерством природных ресурсов) фонд.

И дальше эти деньги пойдут на компенсацию разрывного тарифа, которого сегодня недостаточно для того, чтобы построить замкнутый цикл переработки отходов, к примеру, твердых бытовых отходов, поэтому сегодня временное размещение ТБО уже стало нормой, и мы видим по всей России эти огромные мусорные свалки. Втрое – эти деньги должны быть направлены на поддержку частного бизнеса, который целевым образом инвестирует в перерабатывающую отрасль. Потому что сегодня нет государственной политики, которая могла бы предоставить экономические стимулы для развития этой отрасли. Если мы в 89-м Федеральном законе сможем заложить экономические стимулы, то экономически будет выгодно закупать фильтры, системы очистки стоков и прочее, чтобы минимизировать негативное воздействие. И третье – должна быть государственная политика в области альтернативной энергетики. Сегодня МПР превратилась в коммерческий павильон по продаже лицензионных документов, вместо того, чтобы выходить с инициативами в правительство, в парламент. Сегодня нет этой экологической стратегии, нет экологической политики».

 
Партнеры: