Логистику во Владивостоке "привязали" к космосу
Торгово-инвестиционная либерализация и развитие региональной интеграции в странах АТЭС при необходимом условии совершенствования транспортно-логистической системы стали главными темами начавшихся во Владивостоке в рамках международного саммита переговоров глав государств Азиатско-Тихоокеанского региона.
Во вступительной речи президент РФ Владимир Путин отметил, что преодолеть негативные тенденции финансового кризиса возможно, в том числе, через увеличение объемов товарооборота, услуг и капиталов. По его словам, Россия намерена способствовать выработке более либеральных правил и механизмов торговли, работая как на уровне ВТО, так и на пространстве АТЭС.
«Центральная задача - совместно противодействовать протекционизму, причем во всех его формах, и в традиционных, и в новых», - призвал Владимир Путин.
Необходимо, добавил он, уделять внимание либерализации капиталовложений, улучшать деловой климат в регионе. «Этому может способствовать совершенствование национальных систем разрешения инвестиционных споров, в том числе еще на досудебном уровне, а также создание таких общих механизмов в рамках всего АТЭС», - заявил глава России.
Важно, считает Владимир Путин, расширять международную интеграцию, вести диалог между региональными и субрегиональными объединениями. «Именно по такому пути намерена идти Россия. Имеются в виду и зона свободной торговли в рамках СНГ, Таможенный союз и Единое экономическое пространство в составе России, Белоруссии и Казахстана», - проинформировал президент.
Далее заседание продолжилось в закрытом для СМИ режиме.
Стоит сказать, что поставленные в повестку заседания вопросы обсуждались и в рамках программы саммита, собравшей представителей бизнес-сообществ АТЭС. При этом транспортная тематика ставилась во главе угла.
«Впервые за последние годы мы не обсуждали, сколько нужно новых километров дорог, портов, аэродромов. Все понимают, что физических объемов строительства может быть много и на долгие годы. А в ближайшей перспективе надо переходить на новые технологии оформления грузов», - отметил советник президента РФ Игорь Левитин.
Сегодня бизнес, занятый в логистике, говорит президент Wal-martAsia Скотт Прайс, столкнулся с новыми вызовами. «Потребитель хочет больше за меньшие деньги, поэтому нам нужно работать над снижением своих издержек. А также убирать барьеры при пересечении товаров через границы», - сказал он.
Россия могла бы сыграть заметную роль в оптимизации существующих схем перевозок внешнеторговых грузов между Востоком и Западом. Но отсутствие стандартных товарно-транспортных документов является на протяжении всей транспортной цепочки остается сдерживающим фактором привлечения транзитного грузопотока.
Одно дело, говорит Игорь Левитин, когда информация о каком-либо ввозимом в страну грузе совпадает с той, которую получили предварительно таможенные органы. Таким партиям товара нужно давать «зеленый коридор». Однако часто бывают несоответствия. «Логистические операторы должны не только отвечать за доставку груза, но и за создание единого товарно-транспортного документа на всю схему доставки. Впрочем, это зависит от всех участников и стран, где эти логистические цепочки работают», - сказал Игорь Левитин.
Один из выходов - совершенствование системы электронного документооборота. В частности, планируется с организацией GS1 развивать технологию RFID, основанную на методе радиочастотной идентификации, которая позволяет дистанционно передавать данные о перемещаемом грузе. Кстати, инициатива по разработке и внедрению единого стандарта RFID в цепочках поставок в экономиках АТЭС была предложена Россией и уже получила одобрение делового консультативного совета саммита. Реализация этих планов в РФ позволит сократить время обработки грузов и существенно ускорит таможенное прохождение.
«Мы уверены в том, что принятие стандарта RFID в России радикально улучшит эффективность российского транспорта, а также снизит транспортные издержки для грузоотправителей, что повысит конкурентоспособность российской экономики», - заявил директор по продуктам и продуктовой безопасности GS1 Джон Кеох.
«Управление цепями поставок является одним из способов увеличения прибыли компаний и занятия доли рынка. Многие компании предлагают новую идеологию транспортной политики, где все задачи направляются на оптимизацию ресурсов. Изменилась технология организации логистического процесса. Ужесточаются и требования клиентов к надежности доставки: клиенту сегодня нужен оператор, который отвечает за доставку груза от двери до двери. Наша задача в том, чтобы такие крупные транспортные экспедиторы работали в России», - сказал Игорь Левитин.
Немаловажно при этом наличие у России навигационной системы ГЛОНАСС. «По договоренности с секретариатом АТЭС Россия будет разрабатывать проект организации транспортных потоков на территории Азиатско-Тихоокеанского региона. С ГЛОНАСС мы могли бы продвинуться далеко в части технологий», - отметил господин Левитин.