Таможня

ФАС России может стать гарантом соблюдения прав международных автоперевозчиков

В Государственной Думе состоялось очередное заседание Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков. Обсуждалась транспортная ситуация в морских портах,  также собравшиеся заслушали информационный доклад Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) "Об итогах проведения анализа состояния конкурентной среды на рынках услуг в сфере таможенного дела".

 

   Заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Надежда Жихарева рассказала о плане мероприятий Правительства РФ по улучшению транспортной ситуации в морских портах и мерах по его реализации ( Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 739-р). Данный документ был предусмотрен еще первоначальной версией дорожной карты (ДК) от 2012 года, но в силу того, что в ДК структура в части ответственности и документов была выстроена не так четко, были внесены соответствующие  коррективы.  По итогам изменений  документ, который получился, утверждён распоряжением правительства и имеет такую же структуру, как ДК. Данный план может быть реализован только в совокупности тех мероприятий, которые присутствуют в ДК.

"В ДК все мероприятия по всем видам сообщения прописаны достаточно детально, в части морского сообщения сделана была отсылочная норма. Поэтому план наполнен всеми мероприятиями, которые могут быть, которые могут привести к совершенствованию контроля в пунктах пропуска в морских портах и ускорению вывоза грузов из портов после завершения контрольных мероприятий. Основной блок мероприятий,  по мнению и Минтранса, и по мнению Минэка, - это внедрение современных технологий при осуществлении контроля, с такой позицией солидарно и деловое сообщество",- сообщила Жихарева.

  Первоочередными мероприятиями из общего комплекса, по мнению Жихаревой, является внедрение электронного документооборота и внедрение механизма "единого окна".

" "Единое окно" как инструмент сейчас уже в законодательстве, в нормативно-правовых актах присутствует, но реализуется не в полной мере, поскольку всё равно требует дублирования на бумажных носителях документов, представление его агентом,  либо другим заинтересованным лицом во все контрольные органы, и как возможность однократного представления документов в "единое окно", что должно быть, на самом деле, не работает.",- подчеркнула Жихарева.

   В целях устранения данных проблем в плане  предусмотрены отдельные мероприятия. В рамках этих мероприятий планируется согласовать перечень документов, который будет представляться в "единое окно". Определение единого органа, ответственного за этот приём, за взаимодействие с другими контрольными органами и за обратное взаимодействие с заинтересованным субъектом.

Правда,  исходя из того, что Федеральная таможенная служба (ФТС) определена головным исполнителем данного мероприятия, экспертное сообщество понимает, что единым окном будет ФТС.

   С данным мероприятием тесно связан переход на электронный документооборот. По мнению экспертного сообщества, важным этапом перехода на новый уровень технологий будет применение электронной цифровой подписи, при этом  цифровая электронная подпись, или просто электронная подпись будет единожды выдаваться и приниматься всеми контрольными органами, что и предусмотрено законодательством. На практике же такая возможность отсутствует. Эти мероприятия достаточно продолжительные по срокам исполнения, в течение 2014 года начинаются, в 2015 году внедряется единое окно и в 2018 году завершается стадия перехода на электронный  документооборот. Крайне важно в этой цепочке мероприятий обеспечить гармонизацию документов и унификацию сведений, которые будут представляться в единое окно. По информации представителей делового сообщества, сейчас сильно разнится перечень документов в зависимости от географии нашей страны. Первый  срок выполнения мероприятий - август 2014 года… Министерство транспорта, как ответственное за это мероприятие, уже обеспечило сбор данных со всех портов о тех документах и сведениях, которые требуются при оформлении приходов, отходов судов. Получилось достаточно объемное количество документов, сейчас происходит их анализ.

   Другие мероприятия  продолжают основные тенденции совершенствования контроля в пунктах пропуска, которые заложены в основной ДК. Например, к ним можно отнести внедрение систем управления рисками для других контрольных органов, сейчас это фактически прерогатива  ФТС. Для Россельхознадзора и Роспотребнадзора эта система управления рисками работает сейчас с учётом поручений правительства и Президента, на практике же это происходит только в некоторых случаях.  Чтобы сделать эту систему эффективной, по мнению экспертов, нужно будет ввести ее на законодательном уровне.

   Определены ответственные исполнители по каждому мероприятию, координатором назначено Министерство транспорта, потому что основная цель - улучшение работы портов, ускорение прохождения грузов. Минэкономразвития с Агентством стратегических инициатив отслеживают исполнение и высказывают своё мнение по этому поводу. В дальнейшем принимаются меры по улучшению существующих показателей…

"Основным показателем у нас, который включён непосредственно в план по улучшению, является срок нахождения товара в морском порту, за исключением сроков хранения. Мы планируем с восьми суток в 2014 году снизить этот показатель до двух суток в 2017 году," - заключила госпожа Жихарева.

   Вице-президент общероссийской общественной организации "Деловая Россия", руководитель рабочей группы совершенствования таможенного администрирования автономной некоммерческой организации Агентство стратегических инициатив (АСИ) Виталий Сурвилло высказал позицию рабочей группы при АСИ по отношению к этому плану.

Виталий Сурвилло, ПРОВЭД

"Мы очень рады, что план, наконец, принят после  полутора лет борьбы. Я выскажу те моменты, которые нас очень тревожат сейчас в этом плане и моментов этих много…",- начал свое выступление Сурвилло.

  Первый важный фактор, по мнению Сурвилло, это то, что  план окончательный и был принят без  учета замечаний со стороны АСИ.

"Приведу пример – почему то исчез пункт, в котором говорилось о том, что предварительное информирование в морских портах вводится и синхронизируется только с введением "единого окна". Этот пункт исчез, для нас это тревожно, непонятно, и серьезно беспокоит. Беспокоят нас многие формулировки. Нас также беспокоит, что план не увязан по датам с ДК. Почти все мероприятия заканчиваются к началу 2016 года. А по результатам петербургского форума, там вообще многое перенесено чуть ли не на конец 2014 года, в то время как в плане по морским портам  даты далеко уходят дальше. Получается явный разнобой",- отметил Виталий Сурвилло.

  Переход на электронный документооборот, который запланирован в обсуждаемом плане до 2018 года, смущает представителей АСИ, ведь по факту электронный оборот уже введен. Существуют и непонятные для представителей АСИ технические аспекты плана, к примеру, есть внедрение "единого окна", оно запланировано на 2015 год. А потом есть отдельный пункт, что пилотный проект по внедрению "единого окна" в определенных портах, осуществится тоже в 2015 году. Соответственно, непонятно, какой смысл и пилотный проект, и общее решение этой проблемы делать на один и тот же срок.

   Сурвилло отметил, что в АСИ обеспокоены тем, что многие мероприятия по срокам указаны по годам, а не так, как обычно, по месяцам.

 "Когда пишется 2015 год или любой другой, не поймёшь, когда всё-таки этот результат будет выполнен, к началу, к концу, а это большая разница, всё-таки 12 месяцев - это существенная вещь",- отметил Виталий Юрьевич.

  Также в АСИ обеспокоены тем, как будут выполняться эти пункты. К примеру, если касаться 19-го пункта -  перенос всех контрольных органов в зону порта, возникает проблема… Со слов Сурвилло, когда поднимается этот вопрос, то обращаются к бизнесу: вы нам, пожалуйста, там оплатите переезд, создайте нам новые условия, постройте там новые пункты, чтобы особые там помещения размещались и так далее. Получается,  бизнес сам должен создавать себе условия.

  Активно обсуждается знаменитый вопрос о том, что необходимо привозить комиссию силами агентов.

" Там не только комиссию привезти, в некоторых портах прямо прописано слово "есть" , а значит,  надо ещё еду обеспечить членам комиссии. Но это такие вещи, которые в рамках цивилизованного времени просто не укладываются в голову, хотя я понимаю, наверное, причины, почему они там когда-либо появились",- отметил Сурвилло.

   Представители АСИ тем не менее, удовлетворены, что план все-таки принят. Проблема и основные вопросы в том, как он будет реализовываться, возможно ли вносить в него какие-то коррективы и дополнения. Будет ли это просто отчётный доклад партийному съезду или это будет всё-таки рабочий документ, по которому будет постоянно идти мониторинг, причём, в тесном сотрудничестве органов исполнительной власти, законодателей и бизнес-сообщества.

"Ещё раз повторяю. План, наверное, хороший, несмотря на то, что он  не очень логичный, не очень последовательный, но это всё можно понять. Столкнулось сразу несколько концепций этого плана и получается, что  мы надёргали в результате борьбы кусок отсюда, кусок отсюда. Но нас больше всего интересует, как будет идти выполнение этого плана. И здесь, к сожалению, предчувствие тревожное,"- подвел итог Виталий Юрьевич.

   Заместитель начальника Управления контроля органов власти Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (ФАС) Наталья Исаева начала презентацию информационного доклада ФАС "Об итогах проведения анализа состояния конкурентной среды на рынках услуг в сфере таможенного дела".

ФАС в Госдуме

   Это первая презентация,  представленная на суд общественности после того, как ФАС отправила данные своего исследования в правительство.

   Со слов Исаевой, по оценке бизнес-сообщества, ФАС является одним из самых открытых для бизнеса ведомств,  способных при этом реально помочь в решении целого комплекса вопросов, в том числе,  касающихся  ФТС.

 "Наш анализ был связан с тем, что в 2012 году решением первых лиц, подведомственные структуры ФТС, и его дочерние предприятия были должны уйти с рынков услуг в сфере таможенного дела. Уже сейчас вступили в силу изменения в закон 311-й, в соответствии с которым запрещено предприятиям, подведомственным ФТС, участвовать в оказании услуг в этой сфере. Анализ, проведенный ФАС, должен был показать, насколько изменилась данная ситуация",- отметила Наталья Исаева.

   Советник контрольно-финансового управления ФАС РФ Станислав Дружинин ознакомил присутствующих с сутью информационного доклада ведомства. 

   Дружинин сообщил, что в целях детального понимания специфики рынка услуг в сфере таможенного дела, ФАС, в рамках рабочей группы,  занимающейся этим вопросом,  организовала ряд " круглых столов" с привлечением широкого круга экспертов.

   За основу был взят и проанализирован рынок услуг, оказанных владельцами складов временного хранения (СВХ), таможенными представителями, таможенными складами, таможенными перевозчиками и магазинами беспошлинной торговли. При проведении анализа члены рабочей группы взаимодействовали с  территориальными органами ФАС (83 территориальных органа собирали информацию). В итоге была проанализирована и получена информация от более чем 900 хозяйствующих субъектов. Информация запрашивалась об объёмах оказанных услуг, делалось это в целях определения доли на рынке, а также о том, какие барьеры видят хозяйствующие субъекты на рынке входа, экономические барьеры или административные барьеры, с какими проблемами приходится сталкиваться и еще по ряду вопросов.

   Начало мониторинга посвящено рынку услуг складов временного хранения. Интервал исследования в ФАС  брали по двум рынкам, за 2012 и 2013 год (как и в докладе в целом). Географическими границами рынка была выбрана Российская Федерация. Согласно полученной информации общий объём в 2012 году составил 15 миллиардов 900 тыс. рублей , в 2013 году -  17 млрд.  200 тыс рублей.  Данная информация может быть неточной  в связи с тем, что не все хозяйствующие субъекты представили информацию, хотя большинство все же откликнулось. Также ФАС запросила у ФТС  реестры за период 2012 и 2013 годы. В 2013 году прослеживается небольшой рост.

  Мониторинг затронул тему СВХ. В целом для рынка услуг, оказываемых владельцами СВХ,  характерна пониженная степень монополизации. По мнению рабочей группы ФАС, это говорит о развитом состоянии конкурентной среды.

В ходе проведенного исследования  установлены административные и экономические барьеры. Интересен  вопрос о размещении на складах временного хранения таможенных постов и отделов таможенного оформления и таможенного контроля. По мнению экспертов ФАС, не обеспечен прозрачный и понятный конкурентный отбор подобных СВХ. Это следствие того, что  СВХ, на котором располагается таможенный орган, по сути, имеет конкурентное преимущество перед тем СВХ, на котором такого таможенного органа нет. ФАС полагает, что следует установить правила процедуры отбора и разработать нормативно-правовой акт, который бы определял эту процедуру, либо другие способы, понятные бизнесу.

   Общий объем рынка таможенных представителей за 2012 год составляет сумму порядка  3,5 млрд. руб в 2012 году, в 2013 - сумму порядка 27 млрд. руб. По итогам 2013 года  наибольшую долю этого рынка по прежнему занимает «группа лиц» из РОСТЭКа.

   Многие таможенные представители жалуются на то, что у них не хватает полномочий, сравнивают  себя с уполномоченными экономическими операторами, имеющими больше преимуществ по отношению к ним. Рабочая группа ФАС полагает, что существует острая проблема  "серого" рынка таможенных представителей и компаний, которые могут осуществлять свою деятельность, не имея свидетельства о включении в реестр.

   По результатам исследования ФАС рынок беспошлинной торговли тоже не однородный. Анализ ситуации определялся не границами товарных рынков. Автомобильные, морские, воздушные и речные пункты пропуска через Государственную границу РФ образуют отдельный рынок. По результатам исследований выявлено, что в 67 пунктах пропуска через Государственную границу РФ  осуществляют деятельность по одному хозяйствующему субъекту, в 14 пунктах пропуска через госграницу осуществляют деятельность по два хозсубъекта и в трёх пунктах пропуска осуществляют деятельность по три хозсубъекта, что позволило членам рабочей группы сделать вывод о том, что данные товарные рынки являются рынками с неразвитой конкуренцией.

 В пяти пунктах пропуска через госграницу осуществляют деятельность четыре и более хозяйствующих субъекта.

   Только один рынок услуг беспошлинной торговли алкогольной продукцией в границах воздушного пункта пропуска "Шереметьево" имел умеренный уровень концентрации.

  ФАС считает, что рынки услуг беспошлинной торговли являются закрытыми,  вход новых участников значительно затруднён из-за непреодолимости отдельных барьеров, таких,  как ограниченное количество площадей для организации магазинов и их неприспособленность к торговле теми или иными товарами, в связи с чем изученные рынки являются высококонцентрированными.

 Из этого следует вывод, что для стимулирования развития беспошлинной торговли в пунктах пропуска необходимо в действующем законодательстве предусмотреть особенности регулирования беспошлинной торговли.

"Данное исследование для нас имеет ключевое значение для определения вектора развития конкуренции на данных рынках и в какой-то мере, может быть, это поможет исполнению мероприятий, предусмотренных в "дорожных картах" развития конкуренции и совершенствования антимонопольной политики и таможенного администрирования",- заключил Дружинин.

   Представители ФАС в своем выступлении упомянули и острый вопрос, стоящий по применению книжек МДП на территории РФ . Напомним, что до 1 июля действует отсрочка, которая дана правительством, фактически после этой даты может сложиться ситуация, когда книжки МДП не будут приниматься совсем.

"Мы предпринимаем также ряд усилий по разрешению этого вопроса. Хочу сказать, что вот буквально вчера к нам пришёл документ - обращение четырёх деловых организаций ( "Опора России", "Деловая Россия", РСПП, ТПП), в котором предлагается антимонопольный орган сделать ответственным за проведение конкурса по выбору отечественной организации, которая будет отвечать за выдачу этих книжек. Я не знаю, насколько это осуществимо, но, по крайней мере, мы будем предпринимать усилия по разрешению этой конфликтной ситуации",- сообщил представитель ФАС. 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...