Экономика

Эксперт: ради налогов пора менять Конституцию

Чтобы навести порядок с налогами в России, придется изменить Конституцию, считает управляющий партнер юридической компании «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев, пишет издание Slon.

Налоговый кодекс РФ вступил в силу 1 января 1999 года, за эти 15 лет было принято 336 федеральных законов, вносящих изменения в НК.

  • Количество федеральных законов, вносящих изменения в НК РФ

график 01

  • Источник: «Пепеляев групп»

Более того, отмечает эксперт, если отдельно рассмотреть первую часть Кодекса (она устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов и, по идее, должна быть более-менее стабильной), то из графика «Пепеляев групп» видно, что не только само количество, но и темпы роста количества таких законов увеличиваются.

  • Количество федеральных законов, вносящих изменения в часть 1 НК РФ

график 02

  • Источник: «Пепеляев групп»

Почти каждый десятый закон в России за последние 10 лет был налоговым, что наглядно показано в таблице.

  • Доля налоговых законов от общего числа законов, %

график 03

  • Источник: «Пепеляев групп»

При этом в эти графики еще не включены законы, которые устанавливают налоги или аналогичные платежи, но формально не затрагивают НК. К примеру, платежи в социальные фонды, таможенные пошлины, платежи за загрязнение окружающей среды, утилизационный сбор и тому подобное.

По мнению Сергея Пепеляева, такие частые поправки в налоговое законодательство свидетельствуют о том, что в этой сфере не все гладко, а ведь здесь, наоборот, все должно быть стабильно. «Настало время говорить о необходимости реформы Конституции в части налогов, - уверен эксперт. - Наша Конституция крайне скупа и слаба в отношении регулирования налогов».

Чтобы решить проблему, «Пепеляев групп» предлагает шесть шагов.

Первый шаг: необходимо запретить депутатам предлагать налоговые инициативы. Пусть, как в Англии, налоговые законопроекты в парламент вносит только правительство. Безусловно, предпринимательское сообщество, к примеру, тоже смогут вырабатывать  и предлагать налоговые идеи, но вносить проекты в Госдуму - только через кабинет министров.

Второй шаг: придать правовое значение пояснительной записке к налоговым законопроектам. Именно в ней должно содержаться финансово-экономическое обоснование инициативы, а в Конституции или конституционном законе должно содержаться и обязательное требование такой записки, и требования к ее содержанию, и право Думы отказаться от рассмотрения законопроекта, если к нему не приложена записка соответствующего качества, считают в «Пепеляев групп».

Третий шаг: надо запретить депутатам вносить поправки к налоговым законам во втором и третьем чтении, если эти поправки не относятся к содержанию законопроекта. Другими словами, закон должен установить четкие пределы модификации депутатами правительственных законопроектов. Это, как пишет Slon, позволит противостоять поправкам, которые прицепляются к закону «паровозиком».

Четвертый шаг: запретить включение норм о налогах в неналоговые законопроекты.

Пятый шаг: налоговые новеллы должны появляться только в бюджете на следующий год.

Шестой шаг: закрепить норму о порядке вступления налоговых законов в силу в Конституции РФ.

Такие шаги помогли бы остановить вал поправок в законы, сделать налоговое законодательство стабильнее и, следовательно, улучшить деловой климат в России.

Как заявил руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадима Зарипова, компания может представить свои идеи на Открытом правительстве в течение ближайших двух недель.

 

 
Партнеры: